Баня на колесах: разновидности типов и особенности конструкций
В известной русской народной сказке про Емелю и щуку, герой производил фурор среди сказочного народа передвигаясь на печке. На сегодняшний день не меньший фурор можно произвести, используя такое достаточно экзотическое передвижное средство, как баня на колесах. И даже не только стать объектом пристального внимания, а еще и денег заработать. Чем не бизнес. Господа, баня подана и ожидает у подъезда.
Оглавление
- 1 Концепция идеи
- 1.1 Из войны в мирную жизнь
- 1.2 Немного конструктивизма
- 2 Какой тип передвижной бани выбрать
- 3 Несколько слов о носителе
- 3.1 Рациональное зерно
- 4 Кузовной завод на подворье
- 5 Мобильная баня как бизнес
- 6 Заключение
Концепция идеи
Передвижная баня как явление появилась не вчера. Еще более века назад, в годы первой мировой войны, сидящих в окопах, в условиях позиционного противостояния солдаты стали остро страдать от вшей и испытывать иные сложности санитарного характера. Бросить позицию и уйти в тыл для принятия банных процедур не позволяла обстановка. Но если Магомет не идет к горе, гора должна прийти к Магомету.
Первыми проблему решили молодцы французы. На базе грузового автомобиля Рено была создана мобильная установка, имеющая в наличии все необходимые средства для борьбы с въедливой окопной грязью. Успех был поразительный настолько, что некоторое количество экземпляров передвижного чуда попали и на Восточный фронт в рамках союзнической взаимопомощи между странами Антанты, бани на колесах пусть и неспешно, но все же вошли в окопный быт русского солдата. Зерно было посеяно, процесс пошел.
Из войны в мирную жизнь
Как это не прискорбно, но именно войны довольно нередко становятся двигателем прогресса. В годы освоения целины советская промышленность также предпринимала попытки создания мобильных банно-прачечных комплексов на шасси изделий советского автопрома. Проблема помывки механизаторов стояла остро, расстояния в Северном Казахстане немалые, поля обширные, а воды дефицит. К тому же работа тракториста-машиниста довольно пыльная, а спецодежда мазутная.
В общем, сказать что процесс стал массовым, и как говорил незабвенный Михаил Сергеевич «пошел в массы», значит несколько слукавить, но в том, что получился немалый задел для использования в повседневной мирной жизни можно нисколько не сомневаться.
Немного конструктивизма
Что же по сути своей представляют передвижные бани? Конструктивно они могут быть самоходные и прицепные. Самоходная баня является таковой, если банный модуль водружен на шасси автомобиля, способного к самостоятельному передвижению. Прицепные сооружаются на базе прицепа, способного к передвижению исключительно при помощи автомобиля тягача. Причем тягачом может выступать не непременно грузовик. Если массово-габаритные размеры прицепа небольшие и находятся в рамках требований правил дорожного движения, то таковым может выступать и микроавтобус и легковой автомобиль.
Стоит подробнее рассмотреть основные конструктивные блоки:
- Шасси автомобиля или прицеп. Как правило автобаня, размещается на шасси грузового автомобиля, может агрегатироваться с автомобилем тягачом различных классов, который сам по себе основным элементом конструкции не является, а подвижной платформой выступает прицеп;
- Банный модуль. Сердце мобильного комплекса. Именно он обеспечивает создание и сохранение внутренней среды, пригодной для проведения банных процедур. Состоит из множества системных элементов: баков с водой, системы утилизации канализационных стоков, печи или котла, непосредственно парильного отделения и отделения отдыха. Должен обладать превосходной теплоизоляцией и достаточной прочностью и устойчивостью к деструктивному воздействию отечественного бездорожья, а во многих случаях и дорог;
- Вспомогательные и энергообеспечивающие модули. К ним следует отнести систему генерации и распределения электроэнергии, систему освещения, внутреннего и наружного, элементы наружной рекламы, если средство применяется с коммерческой целью и прочего.
Какой тип передвижной бани выбрать
Вопрос простой и сложный одновременно. Попробуем взвесить все за и против обеих типов: самоходного и прицепного.
Самоходная баня имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Ее габаритные размеры меньше, проходимость и маневренность намного выше, относительно характеристик автопоезда составленного из тягача и прицепа.
- Навыки вождения одиночного автомобиля присущи многим водителям, вождение и маневрирование в составе сцепки достаточно непростая задача.
- Регистрация и учет одиночного транспортного средства финансово менее затратно, чем содержание автомобиля тягача и прицепа.
- Использование в качестве носителя шасси грузового автомобиля повышенной проходимости позволит располагать баню непосредственно на урезе воды реки или пруда и в иных труднодоступных девственных местах, одолеть которые на сцепке довольно нередко не под силу.
Важно! Как правило расположение банного модуля на шасси автомобиля подразумевает более высокую устойчивость конструкции в целом. Исключения составляют лишь автомобили повышенной проходимости, высокий клиренс которых необратимо вызывает смещение центра тяжести вверх, что в свою очередь чревато опрокидыванием.
В тоже время позитивные стороны имеет и прицеп баня:
- Свободное использование автомобиля тягача по своему основному назначению, в то время как баня на шасси автомобиля за редким исключением подразумевает его использование только в рамках банного профиля.
- Наличие одного тягача может обеспечить транспортное обслуживание нескольких прицепных модулей в различных точках и направлениях. Что довольно важно в условиях ведения бизнеса, позволяет покрывать обслуживанием обширные территории.
Внимание! Использование конструкций типа баня бочка, когда в качестве шасси установлен не стандартизированный грузовой прицеп, а иная конструкция требует сертифицирования и согласования в специализированных органах, которые компетентны давать заключения на предмет их безопасного использования в пределах дорог общего пользования.
Несколько слов о носителе
Выездная баня на колесах, которая располагается непосредственно на автомобиле выдвигает к нему несколько важных требований. Он должен быть:
- Простым в ремонте и надежным в эксплуатации;
- Запасные части и расходные материалы недороги и доступны;
- Шасси обладать достаточной проходимостью и устойчивостью к опрокидыванию;
- Автомобиль в целом, грузоподъемный и с приемлемыми массово-габаритными параметрами;
- Шасси должно быть сертифицировано в порядке определенном ведомственной документацией и допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования не имея ограничений.
Перевозные бани довольно нередко размещаются на шасси конверсионных армейских грузовиков повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗиЛ-157, Зил-131, КамАЗ-4310, УРАЛ-4320. В условиях армейского применения они оснащались кунгами и различными специальными надстройками с высоким центром тяжести, что тем не менее, позволяло их достаточно безопасно эксплуатировать в условиях пересеченной местности и бездорожья. Они ремонтопригодны, дешевы на вторичном рынке. Довольно серьезным недостатком является неприемлемо высокий расход топлива, который в условиях сегодняшних цен на светлые нефтепродукты может поставить крест на бизнесе, в котором мобильные бани выступают как средство зарабатывания денег.
Для наглядности и объективной оценки возможностей использования в качестве носителя одного из самых распространенных отечественных автомобилей типа ГАЗ-3302 приводим таблицу основных габаритных характеристик:
Характеристики | ГАЗ-33027 | ГАЗ-330202 |
---|---|---|
Габаритная длина, мм | 5480 | 6616 |
Габаритная ширина по бортовой платформе, мм | 2066 | 2066 |
Габаритная высота по тенту, мм | 2570 | 2570 |
Внутренняя длина грузовой платформы, мм | 3056 | 4166 |
Внутренняя ширина грузовой платформы, мм | 1978 | 1978 |
Погрузочная высота, мм | 960 | 960 |
Рациональное зерно
Как уже указывалось выше, самым основным недостатком мобильной бани на грузовом автомобильном шасси является невозможность его использования в качестве транспортного средства для перевозки коммерческих грузов.
Либо автомобиль имеет интегрированный цельный банный модуль, либо перевозная баня устанавливается в кузов стандартного грузового авто по мере необходимости, а потом демонтируется из него с помощью классических грузоподъемных механизмов. Тем не менее каждый раз нанимать автокран для банного дня и выезда на природу — непозволительная роскошь, да и далеко не у каждого на подворье расположился собственный кран-манипулятор.
Выход давно найден прагматичными немцами, которые еще несколько десятилетий назад изобрели съемную мобильную платформу типа BDF. Она позволяет осуществлять монтаж-демонтаж различных фургонов на шасси авто за считанные минуты не имея использования каких либо сторонних грузоподъемных механизмов. Единственное условие наличие на авто пневматической системы подвески, с возможностью регулирования ее по высоте.
Изотермический BDF-модуль можно применять в качестве готовой основы для изготовления мобильной бани. Благо они прекрасно термоизолированы, легки, прочны и вместительны. Так средний объем подобного модуля может составлять порядка сорок пять куб.м. при длине 7,7 м и стандартной ширине 2,45 м.
Кузовной завод на подворье
Нынче, как никогда модно самостоятельное изготовление всего и вся, благо и технологии подтянулись и с инструментом и оснасткой проблем нет и информации в достатке. Правда вот баня на колесах сделанная своими руками, несколько выбивается из общей канвы и по этой причине:
- Автомобили и автомобильные прицепы априори являются средствами повышенной опасности и пренебрежение правилами эксплуатации и игнорирование технических мелочей выливается в крайне трагическую статистику на отечественных дорогах.
- Для самостоятельного изготовления этот сложной и системной конструкции как перевозная мобильная баня необходимы знания на уровне инженера конструктора и специалиста в области сопротивления материалов. Качество отечественных дорог убивает заводские кузова за несколько лет, что же тогда говорить за кустарно изготовленные по обходной технологии парилки.
- Баня на прицепе также таит немало технических сложностей, порой труднопреодолимых. Простой пример. Грузоподъемность стандартного легкового прицепа, не оборудованного тормозной системой четыреста пятьдесят кг. Как разместить в нем конструкцию, вес которой составляет заведомо большее значение. Можно двухосный прицеп, оборудованный инерционной тормозной системой и грузоподъемность которого составляет порядка 750-1250 кг. Вес металлического котла бани не быть может меньше двести пятьдесят −300 кг, вес каменной засыпки составляет порядка сто кг, 1,2 м.куб сухого строевого леса вытянет на 570-590 кг, а еще нужен запас воды, топлива, нужно учитывать массу коммуникационной обвязки и прочих мелочей.
По этой причине, если хотите сделать баню на колесах учитывайте свои желания в соответствии с объективной реальностью и законами физики.
Мобильная баня как бизнес
Идея коммерческого использования подобного типа оснащения давно витала в воздухе и в ряде случаев была успешно реализована. Рентабельность подобного бизнеса зависит от многих факторов и кроме прочего, сильно зависит от расходов на транспортировку. Затраты на топливо и амортизационные отчисления могут съедать львиную долю прибыли. Как уже указывалось выше шасси отечественного производства при всей своей привлекательности чрезвычайно прожорливы.
Так Зил-131, с колесной формулой 6×6 в смешанном режиме может потреблять порядка пятьдесят л/100 км низкооктанового бензина марки А-80, а порой и выше. Дизельные автомобили с двигателем КамАз-740 укладываются в 32-43 л/100 км дизельного топлива, цена на которое также не радует.
В любом случае рентабельность подобного рода деятельности по отзывам практиков может составлять тридцать пять -70% и служить надежным источником доходов, особенно в специфических регионах страны. Важным моментом нужно считать системное снижение затрат, в первую очередь на топливо и плановое техническое обслуживание подвижного состава.
Заключение
Как и любое дело, передвижная баня имеет целый ряд положительных моментов, но не лишена недостатков. Сильные и слабые стороны этой системы мы раскрыли в данной статье. При определенных условиях, она может удовлетворить потребности людей в принятии комфортных банных процедур, пусть и в достаточно непривычных условиях. Имеет перспективу и право на жизнь и использование подобного типа бань как средство извлечения прибыли. Понятно, что и как любой иной бизнес это направление имеет ряд рисков и спорных моментов, но как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское, но или по крайней мере пиво, с раками.