Баня на колесах: разновидности типов и особенности конструкций

В известной русской народной сказке про Емелю и щуку, герой производил фурор среди сказочного народа передвигаясь на печке. На сегодняшний день не меньший фурор можно произвести, используя такое достаточно экзотическое передвижное средство, как баня на колесах. И даже не только стать объектом пристального внимания, а еще и денег заработать. Чем не бизнес. Господа, баня подана и ожидает у подъезда.

Баня на колесах: разновидности типов и особенности конструкций

Оглавление

  • 1 Концепция идеи
  • 1.1 Из войны в мирную жизнь
  • 1.2 Немного конструктивизма
  • 2 Какой тип передвижной бани выбрать
  • 3 Несколько слов о носителе
  • 3.1 Рациональное зерно
  • 4 Кузовной завод на подворье
  • 5 Мобильная баня как бизнес
  • 6 Заключение

Концепция идеи

Передвижная баня как явление появилась не вчера. Еще более века назад, в годы первой мировой войны, сидящих в окопах, в условиях позиционного противостояния солдаты стали остро страдать от вшей и испытывать иные сложности санитарного характера. Бросить позицию и уйти в тыл для принятия банных процедур не позволяла обстановка. Но если Магомет не идет к горе, гора должна прийти к Магомету.

Первыми проблему решили молодцы французы. На базе грузового автомобиля Рено была создана мобильная установка, имеющая в наличии все необходимые средства для борьбы с въедливой окопной грязью. Успех был поразительный настолько, что некоторое количество экземпляров передвижного чуда попали и на Восточный фронт в рамках союзнической взаимопомощи между странами Антанты, бани на колесах пусть и неспешно, но все же вошли в окопный быт русского солдата. Зерно было посеяно, процесс пошел.

Из войны в мирную жизнь

Как это не прискорбно, но именно войны довольно нередко становятся двигателем прогресса. В годы освоения целины советская промышленность также предпринимала попытки создания мобильных банно-прачечных комплексов на шасси изделий советского автопрома. Проблема помывки механизаторов стояла остро, расстояния в Северном Казахстане немалые, поля обширные, а воды дефицит. К тому же работа тракториста-машиниста довольно пыльная, а спецодежда мазутная.

В общем, сказать что процесс стал массовым, и как говорил незабвенный Михаил Сергеевич «пошел в массы», значит несколько слукавить, но в том, что получился немалый задел для использования в повседневной мирной жизни можно нисколько не сомневаться.

Немного конструктивизма

Что же по сути своей представляют передвижные бани? Конструктивно они могут быть самоходные и прицепные. Самоходная баня является таковой, если банный модуль водружен на шасси автомобиля, способного к самостоятельному передвижению. Прицепные сооружаются на базе прицепа, способного к передвижению исключительно при помощи автомобиля тягача. Причем тягачом может выступать не непременно грузовик. Если массово-габаритные размеры прицепа небольшие и находятся в рамках требований правил дорожного движения, то таковым может выступать и микроавтобус и легковой автомобиль.

Стоит подробнее рассмотреть основные конструктивные блоки:

  • Шасси автомобиля или прицеп. Как правило автобаня, размещается на шасси грузового автомобиля, может агрегатироваться с автомобилем тягачом различных классов, который сам по себе основным элементом конструкции не является, а подвижной платформой выступает прицеп;
  • Банный модуль. Сердце мобильного комплекса. Именно он обеспечивает создание и сохранение внутренней среды, пригодной для проведения банных процедур. Состоит из множества системных элементов: баков с водой, системы утилизации канализационных стоков, печи или котла, непосредственно парильного отделения и отделения отдыха. Должен обладать превосходной теплоизоляцией и достаточной прочностью и устойчивостью к деструктивному воздействию отечественного бездорожья, а во многих случаях и дорог;
  • Вспомогательные и энергообеспечивающие модули. К ним следует отнести систему генерации и распределения электроэнергии, систему освещения, внутреннего и наружного, элементы наружной рекламы, если средство применяется с коммерческой целью и прочего.

Какой тип передвижной бани выбрать

Баня на колесах: разновидности типов и особенности конструкций

Вопрос простой и сложный одновременно. Попробуем взвесить все за и против обеих типов: самоходного и прицепного.

Самоходная баня имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Ее габаритные размеры меньше, проходимость и маневренность намного выше, относительно характеристик автопоезда составленного из тягача и прицепа.
  2. Навыки вождения одиночного автомобиля присущи многим водителям, вождение и маневрирование в составе сцепки достаточно непростая задача.
  3. Регистрация и учет одиночного транспортного средства финансово менее затратно, чем содержание автомобиля тягача и прицепа.
  4. Использование в качестве носителя шасси грузового автомобиля повышенной проходимости позволит располагать баню непосредственно на урезе воды реки или пруда и в иных труднодоступных девственных местах, одолеть которые на сцепке довольно нередко не под силу.

Важно! Как правило расположение банного модуля на шасси автомобиля подразумевает более высокую устойчивость конструкции в целом. Исключения составляют лишь автомобили повышенной проходимости, высокий клиренс которых необратимо вызывает смещение центра тяжести вверх, что в свою очередь чревато опрокидыванием.

В тоже время позитивные стороны имеет и прицеп баня:

  1. Свободное использование автомобиля тягача по своему основному назначению, в то время как баня на шасси автомобиля за редким исключением подразумевает его использование только в рамках банного профиля.
  2. Наличие одного тягача может обеспечить транспортное обслуживание нескольких прицепных модулей в различных точках и направлениях. Что довольно важно в условиях ведения бизнеса, позволяет покрывать обслуживанием обширные территории.

Внимание! Использование конструкций типа баня бочка, когда в качестве шасси установлен не стандартизированный грузовой прицеп, а иная конструкция требует сертифицирования и согласования в специализированных органах, которые компетентны давать заключения на предмет их безопасного использования в пределах дорог общего пользования.

Несколько слов о носителе

Выездная баня на колесах, которая располагается непосредственно на автомобиле выдвигает к нему несколько важных требований. Он должен быть:

  • Простым в ремонте и надежным в эксплуатации;
  • Запасные части и расходные материалы недороги и доступны;
  • Шасси обладать достаточной проходимостью и устойчивостью к опрокидыванию;
  • Автомобиль в целом, грузоподъемный и с приемлемыми массово-габаритными параметрами;
  • Шасси должно быть сертифицировано в порядке определенном ведомственной документацией и допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования не имея ограничений.

Перевозные бани довольно нередко размещаются на шасси конверсионных армейских грузовиков повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗиЛ-157, Зил-131, КамАЗ-4310, УРАЛ-4320. В условиях армейского применения они оснащались кунгами и различными специальными надстройками с высоким центром тяжести, что тем не менее, позволяло их достаточно безопасно эксплуатировать в условиях пересеченной местности и бездорожья. Они ремонтопригодны, дешевы на вторичном рынке. Довольно серьезным недостатком является неприемлемо высокий расход топлива, который в условиях сегодняшних цен на светлые нефтепродукты может поставить крест на бизнесе, в котором мобильные бани выступают как средство зарабатывания денег.

Для наглядности и объективной оценки возможностей использования в качестве носителя одного из самых распространенных отечественных автомобилей типа ГАЗ-3302 приводим таблицу основных габаритных характеристик:

Характеристики ГАЗ-33027 ГАЗ-330202
Габаритная длина, мм 5480 6616
Габаритная ширина по бортовой платформе, мм 2066 2066
Габаритная высота по тенту, мм 2570 2570
Внутренняя длина грузовой платформы, мм 3056 4166
Внутренняя ширина грузовой платформы, мм 1978 1978
Погрузочная высота, мм 960 960

Рациональное зерно

Как уже указывалось выше, самым основным недостатком мобильной бани на грузовом автомобильном шасси является невозможность его использования в качестве транспортного средства для перевозки коммерческих грузов.

Либо автомобиль имеет интегрированный цельный банный модуль, либо перевозная баня устанавливается в кузов стандартного грузового авто по мере необходимости, а потом демонтируется из него с помощью классических грузоподъемных механизмов. Тем не менее каждый раз нанимать автокран для банного дня и выезда на природу — непозволительная роскошь, да и далеко не у каждого на подворье расположился собственный кран-манипулятор.

Выход давно найден прагматичными немцами, которые еще несколько десятилетий назад изобрели съемную мобильную платформу типа BDF. Она позволяет осуществлять монтаж-демонтаж различных фургонов на шасси авто за считанные минуты не имея использования каких либо сторонних грузоподъемных механизмов. Единственное условие наличие на авто пневматической системы подвески, с возможностью регулирования ее по высоте.

Изотермический BDF-модуль можно применять в качестве готовой основы для изготовления мобильной бани. Благо они прекрасно термоизолированы, легки, прочны и вместительны. Так средний объем подобного модуля может составлять порядка сорок пять куб.м. при длине 7,7 м и стандартной ширине 2,45 м.

Кузовной завод на подворье

Нынче, как никогда модно самостоятельное изготовление всего и вся, благо и технологии подтянулись и с инструментом и оснасткой проблем нет и информации в достатке. Правда вот баня на колесах сделанная своими руками, несколько выбивается из общей канвы и по этой причине:

  1. Автомобили и автомобильные прицепы априори являются средствами повышенной опасности и пренебрежение правилами эксплуатации и игнорирование технических мелочей выливается в крайне трагическую статистику на отечественных дорогах.
  2. Для самостоятельного изготовления этот сложной и системной конструкции как перевозная мобильная баня необходимы знания на уровне инженера конструктора и специалиста в области сопротивления материалов. Качество отечественных дорог убивает заводские кузова за несколько лет, что же тогда говорить за кустарно изготовленные по обходной технологии парилки.
  3. Баня на прицепе также таит немало технических сложностей, порой труднопреодолимых. Простой пример. Грузоподъемность стандартного легкового прицепа, не оборудованного тормозной системой четыреста пятьдесят кг. Как разместить в нем конструкцию, вес которой составляет заведомо большее значение. Можно двухосный прицеп, оборудованный инерционной тормозной системой и грузоподъемность которого составляет порядка 750-1250 кг. Вес металлического котла бани не быть может меньше двести пятьдесят −300 кг, вес каменной засыпки составляет порядка сто кг, 1,2 м.куб сухого строевого леса вытянет на 570-590 кг, а еще нужен запас воды, топлива, нужно учитывать массу коммуникационной обвязки и прочих мелочей.

По этой причине, если хотите сделать баню на колесах учитывайте свои желания в соответствии с объективной реальностью и законами физики.

Мобильная баня как бизнес

Идея коммерческого использования подобного типа оснащения давно витала в воздухе и в ряде случаев была успешно реализована. Рентабельность подобного бизнеса зависит от многих факторов и кроме прочего, сильно зависит от расходов на транспортировку. Затраты на топливо и амортизационные отчисления могут съедать львиную долю прибыли. Как уже указывалось выше шасси отечественного производства при всей своей привлекательности чрезвычайно прожорливы.

Так Зил-131, с колесной формулой 6×6 в смешанном режиме может потреблять порядка пятьдесят л/100 км низкооктанового бензина марки А-80, а порой и выше. Дизельные автомобили с двигателем КамАз-740 укладываются в 32-43 л/100 км дизельного топлива, цена на которое также не радует.

В любом случае рентабельность подобного рода деятельности по отзывам практиков может составлять тридцать пять -70% и служить надежным источником доходов, особенно в специфических регионах страны. Важным моментом нужно считать системное снижение затрат, в первую очередь на топливо и плановое техническое обслуживание подвижного состава.

Заключение

Как и любое дело, передвижная баня имеет целый ряд положительных моментов, но не лишена недостатков. Сильные и слабые стороны этой системы мы раскрыли в данной статье. При определенных условиях, она может удовлетворить потребности людей в принятии комфортных банных процедур, пусть и в достаточно непривычных условиях. Имеет перспективу и право на жизнь и использование подобного типа бань как средство извлечения прибыли. Понятно, что и как любой иной бизнес это направление имеет ряд рисков и спорных моментов, но как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское, но или по крайней мере пиво, с раками.

Баня на колёсах, как бизнес идея.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»