Печь паровоз: самая производительная печь из семейства стальных
Знатоки банного дела, через одного утверждают, что правильное название печи подобного типа — «паравоз», что означает целый воз пара, тонко намекая тем самым, на неимоверную производительность этот печи. Другие знатоки, и так же через одного доказывают, что название, но уже «паровоз» прикрепилось из-за разительного внешнего сходства этот печи с классическим паровозом, времен первых пятилеток и освоения Магнитки. Кто из них прав судить тяжело, да и не чему. Лучше обратить внимание на саму печь паровоз, на ее конструкцию и особенности эксплуатации. Экземпляр, действительно достойный.
Оглавление
- 1 Устройство печи типа паровоз
- 2 Эксплуатационные параметры
- 3 Заключение
Устройство печи типа паровоз
При беглом взгляде печь подобного типа действительно напоминает утеху машиниста. И, в первую очередь из-за круглого сечения своего профиля, вытянутого в длину, вертикальной дымоходной трубы и целого ряда отвершков поменьше — паровых пушек. Итак, из основных элементов конструкции отмечаем:
- Топка, она же камера сгорания топлива. Ориентированная горизонтально цилиндрическая труба, до одна тысяча мм длиной, выполненная их низколегированной конструкционной стали, толщиной основного тела десять мм. Топка опирается на опоры, которые могут быть исполнены в различном функциональном решении;
- Топливный тоннель. Примыкает к топке с передней плоскости и выполняется длиной, равной толщине стены перегородки, отделяющей парное отделение от комнаты в которую выведена непосредственно топочная дверца;
- Топочная дверка выполняется из чугуна. Исходя их эстетических соображений, передняя плоскость убирается прочным жаростойким стеклом;
- Ниже нее располагается дверка зольного ящика, которая также выполняется из чугунного литья и в своей плоскости имеет набор прорезей, для прохода воздуха, сечение которых регулируется задвижкой;
- Зольный ящик изготавливается на всю длину конструкции, в нижней ее части и служит для сбора топливной золы;
- Существенным конструктивным узлом является дымооборотный контур, который снабжается технологическим люком для прочистки, оснащенный дверцей со щелями регулируемого сечения;
- Дымооборот опирается на массивную металлическую трубу, поставленную вертикально на ребро — опору трубы;
- К топке вертикально, под углом семьдесят пять — восемьдесят градусов устанавливается решетчатая конструкция, удерживающая каменную закладку;
- Завершающим элементом выступает трубный набор, включающий дымоход и паровые пушки.
Общий вес этот металлической конструкции может достигать двести восемьдесят — триста двадцать кг, и это не имея учета каменной засыпи, объем которой быть может четыреста литров.
Массивность печи имеет свои несомненные плюсы:
- Из-за высокой теплоемкости и теплоотдачи конструкции происходит интенсивный нагрев каменной засыпки, порой достигая значений триста °C.
- Отсюда вытекает и качество пара, который должен быть легким, полупрозрачным.
- Из-за особой конвекционной конструкции топки, печь для своих размеров довольно экономична, быстро разогревается, генерация первого пара возможна в период двадцать пять минут от начала растопки, а на номинальный рабочий режим печь выходит в период пятьдесят — семьдесят мин. Естественно при использовании качественного кондиционного топлива.
- Печь этот конструкции и объема на практике невозможно захлебнуть, даже при чрезмерной заливке она быстро выходит в номинальный режим, а жесткий тяжелый пар быстро оседает и вытесняется качественно сгенерированным легким паром, так ценимым истинными знатоками и любителями традиционной русской бани.
- Печь для бани паровоз довольно инерционна, в плане прикладной теплотехники, что, собственно, и определяет ее высокую топливную экономичность.
Внимание! Обязательным условием для нормальной эксплуатации этот конструкции, как банная печь паровоз, считается создание каменной отсечки по периметру печи. В первых, она повышает ее инерционные качества, во вторых становится эффективной преградой на пути интенсивного инфракрасного излучения, которое, из-за большой массы металла в условиях небольшой парной, делает пребывание в ней некомфортным. И последнее. Такое ограждение оберегает пользователей парной от ожогов в случае случайного контакта с раскаленным металлом. Ограждение выполняется из полнотелого печного кирпича, кладкой » в половинку».
Эксплуатационные параметры
Прежде всего, нужно отметить, что банная печь паровоз, довольно долговечна. Зависимо от качества и толщины стали, израсходованной для ее изготовления ее ресурс может составлять от семь до пятнадцать лет и более, а это не много ни мало, порядка одна тысяча двести банных циклов.
Приведем усредненные типовые показатели для печи подобного типа в виде таблицы:
Название параметра | Числовой показатель |
---|---|
Габариты печи в облицовке, в мм | |
Длина | 1250 |
Ширина | 1000 |
Высота | 1300 |
Вес печной системы, в кг | |
Непосредственно печи | 230 |
Облицовки | 1350 |
Каменной закладки | 270 |
Дымоход типа сэндвич, диаметр первичный/вторичный, в мм | 160/140 |
Диаметр патрубка под дымоход, в мм | 140 |
Чертежи печи «Паровоз»
Классическая печь чего типа имеет два полных законченных горизонтальных оборота. Лицевая дверка дымооборотного контура дает возможность не только проведение ревизии и профилактики, но и возможность дополнительной регулировки притока воздуха, что инициирует перевод печи в «спящий» тлеющий режим работы топки и качественному снижению температуры исходящих топочных газов.
Конвекция у печи относительно небольшая, что обусловлено круглой формой ее топочного отделения и массивной закладкой камня в каменке. Вместе с тем верхний слой камней нагревается достаточно умеренно, что позволяет лить на «крышку» растворы эфирных масел не имея боязни их температурной деструкции.
Эксплуатационной особенностью печи выступает возможность снятия «быстрого пара», то есть пока камни не набрали достаточной для парогенерации температуры вода испаряется со стального тела печи. Вместе с тем такую печь невозможно захлебнуть даже чрезмерным количеством воды, неиспарившаяся вода просто стекает с округлых боков.
Важно! Печь чего типа, одна из немногих, стальных печей, отвечающих требованиям пожарной безопасности в порядке действия нормативного документа МЧС СП семь 13131, предусматривающего возможность впускания в стальные дымоходы топочных газов с температурой не выше четыреста °C.
Ввиду высокой инерционности печи она отлично просушивает парилку после окончания принятия процедур, избавляя ее от излишней влажности.
У печей подобного типа самое слабое место в своде топки, в месте его перехода в верхнюю часть, так как именно здесь происходит истечение топочных газов с пиковой температурой. Так как печь довольно ремонтопригодна последствия прогара устраняются наложением ремонтной заплатки, толщиной не менее толщины тела свода.
В целом печь дает отличные эксплуатационные параметры и быть может рекомендована к применению в классических русских паровых банях на практике не имея ограничений.
Заключение
Подводя итоги, хочется отметить следующее. Печь паровоз для бани, в ряде случаев является довольно выгодным решением, особенно в свете коммерческой эксплуатации бани, как таковой. Самым существенным недостатком считают сложность изготовления топки и дымооборотного контура при самостоятельном кустарном процессе. Помимо чего нужно отметить, что из-за большой массы печной системы, в условиях редкого использования в зимний период при низких температурах окружающего воздуха полный прогрев печи и, самое главное, каменного экрана периметра вокруг нее может занимать сто восемьдесят мин и, иногда, более. В остальном, данная печь определяет довольно рациональный выбор между ценой и предоставляемыми эксплуатационными качествами. Если вы давно мечтали о приобретении собственного паровоза, то не откладывайте мечту в долгий ящик.